Рабочая и дополнительная строки. (П.1 - С.7)


Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

-Ребята, на уроках письма я буду превращаться из учителя в тренера. Кто знает, чем занимается тренер?

Я буду делать из вас Чемпионов по письму. Как тренер я поделюсь с вами разными секретами красивого письма – каллиграфии.
-Каждый урок – это будет тренировка. Кто знает, что такое тренировка?  

Это многократный повтор упражнения до тех пор, пока оно не станет у вас получаться.  Чтобы стать чемпионом, все спортсмены много тренируются. И мы с вами будем много  тренироваться. До полной победы! Что это значит? 
Это значит, что мы будем тренироваться пока какой-нибудь элемент не станет легко получаться. 

А если нам по пути будет трудно … мы будем плакать? Покажите, как вы будете плакать? Ребята, а почему вы будете плакать? Потому что у вас может что-то не получиться? Ну и ничего страшного. Зачем впадать в агрессию, швырять тетрадь, … Ведь школа для того и существует, чтобы в ней учиться.
-А спортсмены плачут? 

Конечно, плачут. Например, спортсмен качает пресс, через время ему становится больно.  Тут главное, не сдаваться. Можно немного отдохнуть и продолжать тренировку.
-Вспомним тренировки в спортзале. Если тренер опытный, то он распределяет нагрузку равномерно.  Допустим вам надо сделать 100 отжиманий. Он вас не заставит отжиматься за 1 подход все 100 раз. Да наутро мы не только отжиматься, но и дышать не сможем. Опытный тренер распределит 100 отжиманий на 10 подходов. А в перерывах спортсмен сделает упражнения на другие группы мышц.
Также и при письме. Некоторые учителя заставляют своих учеников бездумно прописывать целые страницы, но я буду вам давать нагрузку маленькими порциями, а между написанием элементов, букв, будем анализировать выполненную работу,  переключать вид деятельности.
-Цель любой тренировки – написание отдельного элемента. Научились писать – победа! Не получается – идите, тренируйтесь дальше.  Ещё это напоминает компьютерную игру. Не прошли уровень – идите в самое начало. Анализируйте, почему не получается, и снова в бой. Прошли уровень – получайте награды, призы. Награды – это смайлики на обложке ваших тетрадей и одобрительные надписи от меня.

-Что нужно для формирования красивого почерка?
1. Научиться правильно сидеть за столом.
1)    Спина прямая, плечи ровные.2)    Расстояние от глаз до парты 30 см.3)    Локоть ведущей руки лежит на столе.

-Что такое ведущая рука? Та, которая двигается при письме т.е. та, которой вы пишете, рисуете. Поднимите руку те, у кого ведущая рука – правая. Таких людей принято называть правша. Их большинство.
-А у кого ведущая рука левая? Это левши. Их в мире гораздо меньше.  Прошу заметить, что леворукость — такое же качество, как и праворукость. Они не сравниваются по принципу «хорошо — плохо». Хотя … сейчас принято считать, что из левшей появляются гении. А раньше к левшам относились совсем иначе.
Из истории (данный материал представлен, скорее, для учителей или родителей):
В Древнем Риме периода империи зародился обычай рукопожатия, обозначавший добрые намерения — патриций показывал, что в руке у него нет меча или стилета. При этом лев­ша мог преспокойно протянуть правую руку, сжимая оружие в левой. Поэтому леворуких нанимали для заказных убийств, а простой люд их изрядно побаивался.
Древ­ние германцы, издеваясь над неловкостью левшей, называли их неумёхами.
В Японии муж мог развестись с женой, узнав, что она пишет левой рукой.
На Руси левшам запрещалось давать показания в суде.
Плотоядная инквизиция в Средние века принялась "править" планету, массово сжигая леворуких: средневековые трактаты сообщали, что дьявол — левша. Собственно, одной из причин для сож­жения "железной девы" Жанны Д'Арк была её демоническая леворукость.
Поэтому многие выжившие левши сбежали подальше отсюда. И сегодня США называют Страной Левшей – там их 50% т.е. половина всех людей, населяющих эту страну. Всего на Земле сейчас живёт 500 миллионов леворуких людей. У них даже есть свой день – 13 августа – День левшей.

-Пусть встанут те ребята, у кого ведущая рука левая.
Прогноз: Они более крикливы, нетерпеливы, зато общительнее, контактней правшей. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, … творческих людей.

У нас  в России леворукость долгое время счита­лась уродством и болезнью. Варварские методы искоренения этого порока доводили детей до истерик и ночных кошмаров: левую руку привязывали к туловищу или били линейкой. Переученных леворуких было много. К примеру, Андрей Сахаров писал правой, а рисовал левой рукой. В СССР только в 1986 году (всего каких-то 30 лет тому назад) законодательно была отменена необходимость переучивания леворукости в дошкольных заведениях и школах.

Известные левши:
Великие военноначальники: Александр Маке­донский, Юлий Цезарь, Наполеон, Отто Бисмарк, Жанна Д’Арк,  …
Учёные - Ньютон, Эйнштейн, Сахаров, Павлов, …
композиторы – Бетховен, Моцарт, Прокофьев, Рахманинов, Шопен,…
Музыканты, певцы – Паганини, Курт Кобейн, Пол МакКартни, Рикки Мартин, Эминем, Майкл Джексон, Пинк, Ирина Аллегрова, …
Художники – Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рубенс, Пикассо, …
Писатели – Андерсен, Герберт Уэллс, Марк Твен, …
Актёры – Анджелина Джоли, Николь Кидман, ДЭми Мур, Мэрилин Монро, Джулия Робертс, Вупи Голдберг, Мила Йовович, Дарья Сагалова, Брюс Уиллис, Том Круз, ДЖимм Керри, Чарли Чаплин, Билл Мюррей, Киану Ривз, Сильвестр Сталонне, Максим Аверин, ...
Президенты – Джордж Буш, Билл Клинтон,  Рональд Рейган, Барак Обама, Уинстон Черчиль, Бенджамин Франклин, …
Спортсмены
– Пеле, Диего Марадона, …
Богачи – Генри Форд, Джон Рокфеллер, Билл Гейтс, …
4)    Расстояние между партой и животом ладонь/кулачок.

2. Научиться правильно держать карандаш, в последствии ручку.
1)    Зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцами. Уберите салфетку, а пальцы оставьте в том же положении.2)    Постучите подушечками указательного и большого пальцев. Это похоже на клюв утёнка. Показали мне утёнка. Положите ему в клюв карандаш.3)    Согните указательный и большой пальцы. Это упражнение называется стульчики. Отведите большой палец немного в сторону так, чтобы он был практически параллельно поверхности стола.4)    Карандаш надо положить в ямку.5)    Непишущий край карандаша должен быть направлен в плечо.6)    Держите карандаш свободно, не зажимая его между пальцами слишком крепко. Если ваша рука будет излишне напряжена, плавных и красивых линий не получится. Карандаш, как и волшебную палочку надо держать мягко, но не безвольно, чтобы он не выскользнул. Как будто держите пальчиками птенчика. Сильно сожмёте – повредите крылышки, слишком слабо – улетит.7)    В каком месте держим ручку? Где лучше? Если взять ручку слишком низко, вы не будете видеть, что пишете, пальчики будут соскальзывать на тетрадь. А если слишком высоко, ручка не будет вас слушаться. И, конечно, вам будет очень неудобно. Выберите ту самую «золотую серединку».
-Покажите, как держите ручку. 

Знакомство с прописью.

-Чем отличается пропись от обычной тетради?
Линии составляют узкие и широкие строки.
Узкая строка – это рабочая строка. В ней мы будем писать элементы, а позже буквы, слова, предложения.
Широкая строка – это дополнительная строка. Мы можем её как использовать, так и не использовать, в зависимости от того, требует этого написание элемента.
-Возьмите ваши карандаши и превратите их в указки - обратным концом карандашей покажите рабочие строки в прописи.
-Проведите указкой по первой(верхней) рабочей строке слева направо. 
-А почему мы следуем по строчке именно слева направо? Потому что слова в русском языке пишутся и читаются слева направо.
-Теперь отыщем широкие строки. Как их ещё называют? Они тоже будут помогать нам работать. Покажите своими указками верхнюю дополнительную строку.

-Как называется широкая строка - рабочая или дополнительная?
-Как называется узкая строка - рабочая или дополнительная?
Практическая работа.
-Потренируемся в распознавании рабочей и дополнительной строк.
-Что вам напоминают все эти строки? А не похожи ли они на дорожки? Представьте себя водителями. Давайте сядем в автомобили  и двинемся в путь.

-Помощником на дороге является светофор:
Зелёный свет означает, что можно двигаться. Где в прописи нам разрешено передвигаться? По рабочей строке. Вот и закрасьте её зелёным карандашом.
Жёлтый свет – внимание. Жёлтый цвет обязывает быть внимательным – т.е. движение возможно или нет. Жёлтым закрасьте дополнительную строку, которую без надобности использовать нельзя.
-А что в светофоре означает красный цвет?
Красный свет - свет запрета. Что мы может в нашей прописи закрасить красным цветом? Где нельзя писать НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ!? На полях.
-Молодцы, вы хорошо и внимательно слушаете, правильно отвечаете на вопросы. Теперь пришло время дать работу нашим ручкам.

Работа в прописи.

С.7 - Обведем флажок. 
-Обведем сначала древко:
Поставим ручку в левый верхний угол первого флажка (на верхнюю линию широкой (дополнительной) строки), проводим ровную линию вниз. 
Снова ставим ручку в верхний левый уголок флажка, ведем ручку вправо по верхней линии дополнительной строки, доходим до верхнего правого уголка флажка, опускаемся вниз до нижней линии дополнительной строки, теперь ведем ручку влево по верхней линии рабочей строки. 
Наш флажок готов.
-Давайте вместе под диктовку обведём ещё 1 флаг. Главное, внимательно слушать меня. В любой момент я могу остановиться и проверить, где вы пишите. Так я узнаю, кто меня слушает, а кто – нет. И тем, кто слушает, я раздам смайлики.
-Обратите внимание на то, сколько цветов в наших флажках? Такие флаги называют триколор. Мы раскрасим наши флаги в цвета флага Бурятии. Ведь в эти выходные мы отмечали 350летие со Дня основания нашего города – столицы Республики.
голубой   - небо, верность       
белый      
- чистота, мир    
жёлтый
– религия, связь с предками
-Раскрашивайте горизонтальными линиями.
-Все мы живём в нашей республике. Это наша Родина, наш дом.
 -«Постройте»/Обведите домик. С чего начнём строительство? Со стен. Затем крышу. Как раскрасите? Выберите самый лучший дом, в котором вы бы хотели жить и поставьте под ним точку.

-Славится республика горами – маленькими и большими.
-Обведите горы БЕЗ ОТРЫВА! Не выходя за рабочую строку.
   
-Следующая линия изображает волны самого известного озера в нашей республике – Байкал. На этой неделе – 09.09 мы будем отмечать  День озера Байкала. Чем отличаются линии гор от линии озера?
-Линии бывают наклонными и прямыми. А ещё они бывают ломаными и плавными.
-Это ветер, который в последнее время стал частым гостем в нашей республике. Попробуйте пройтись карандашом по этой линии без отрыва. У кого получилось?

Итог урока:

-Чему мы учились сегодня на уроке? Что нового узнали? Правильно сидеть за столом. Правильно держать ручку. Какие строки называются рабочими, а какие дополнительными строками. Тренировали руку в письме элементов.
-У кого всё получилось? А кому было трудно?
Голосование:
-
Поднимите руку те, кто хочет научиться писать быстро? А кто – красиво? Ребята, эти оба умения вам в жизни пригодятся.
-Когда нужно писать быстро?
-Когда надо писать красиво?
-Ребята, чудес не бывает. И через 2 занятия вы ещё не научитесь красиво и быстро писать. Рука – это мышцы, а мышцы нужно качать т.е. тренировать. Всему своё время.
Посадив огурец в конце мая, вы не придёте 1 июня и не начнёте ругать огурец за то, что  он ДО СИХ ПОР не созрел, ведь нам так хочется салат. Созреет огурец, по любому, через положенных ему 2 месяца.
Также спортсмены не станут уговаривать мышцы живота подарить им «кубики». «Кубики» невозможно купить. Их можно лишь накачать в результате усилий, тренировок. Будем тренироваться – не только в классе, но и … дома.

Домашнее задание 

Дома надо работать аккуратно, не торопясь, вспоминая обо всём том, о чём мы говорили на уроке.

С.7 – дописать
В тетради раскрасить 3 дополнительных (широкие) строки жёлтым цветом, а рабочие строки между ними (узкие) зелёным цветом. Раскрашиваем горизонтальными движениями. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий